В московском Политехе разработали новые шины низкого давления
В Московском политехническом университете созданы опытные образцы колесных движителей для арктического вездехода
В начале сентября в московском Политехе сообщили, что завершены разработка и изготовление опытных образцов колес с шинами низкого давления для арктического вездехода. Работа, которая велась в рамках комплексного проекта по созданию семейства новых вездеходных средств для решения транспортной проблемы в арктической зоне РФ, выполнена в рамках договора между Политехом и ПАО «КамАЗ».
Проект, стартовавший в 2016 году, предусматривает разработку семейства вездеходов на шинах низкого давления, предназначенных для передвижения и транспортировки различных грузов и людей по всем видам дорог и местности в арктических зонах Сибири и Дальнего Востока. Эти территории отличаются низкой несущей способностью грунта – в частности, тонкий слой плодородной почвы легко разрушается, «обнажая» вечную мерзлоту. Поэтому одной из важных целей, стоящих перед разработчиками, было обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Тяжелые транспортные средства, перемещаясь по тундре, серьезно повреждают почвы, которые в этой природной зоне медленно восстанавливаются. Перед разработчиками была поставлена цель – создать транспортные средства с большой грузоподъемностью, наносящие наименьший вред окружающей среде.
Ожидается, что новое семейство вездеходов будет применяться преимущественно для перевозки грузов, буксировки прицепов, монтажа специального оборудования и инженерных установок народно-хозяйственного назначения. В таких вездеходах остро нуждается нефтегазодобывающая промышленность, транспортные компании, геологоразведка, горнодобывающая и лесная промышленность, природоохранные организации, сельское хозяйство, правоохранительные органы, скорая медицинская помощь и МЧС.
В рамках проекта до 2019 года предстоит решить три основные задачи: создать новый тип колесных движителей для работы на грунтах с низкой несущей способностью; разработать семейство вездеходных транспортных средств для эксплуатации в условиях арктической зоны РФ; разработать унифицированную шарнирно-сочлененную несущую систему транспортного средства.
В июне 2017 года был закончен этап, связанный с созданием семейства колесных движителей для вездеходов. Высокие показатели проходимости и экологичности достигаются благодаря низкому давлению в шине и ее повышенной эластичности. Это обеспечивает снижение давления на грунт, уменьшение глубины колеи и общих энергетических потерь при движении. При том все эксплуатационные свойства движителей будут сохраняться даже в условиях арктической зоны.
Заказчиком работ выступает «КамАЗ», соисполнителем – МГТУ им Н.Э. Баумана. «По данным университета, транспорта большой грузоподъемностью, от 10 тонн и выше, для специфических арктических условий не хватает. На рынке в основном представлена техника, пригодная для использования в средней полосе, – она не подходит для климата с суровыми температурными характеристиками. «Существующие шины не обладают эластичностью, необходимой для того, что оказывать на почву щадящее воздействие, – рассказал Михаил Моисеев, главный специалист службы инновационных автомобилей «КамАЗа». – В разработанных шинах применен более подходящий для арктических условий состав резиновой смеси. Как ожидается, они будут морозоустойчивы, смогут оставаться эластичными и наносить меньший вред окружающей среде».
В связи с тем что к колесным движителям вездехода предъявляются противоречивые требования: минимальное давление на подстилающую поверхность, высокая проходимость и возможность движения вездехода по дорогам общего назначения (соответственно, соблюдение требований по габаритам), было принято и реализовано решение о создании двух типов колес с условными названиями «Габарит» и «Негабарит». Движители обоих вариантов состоят из двух основных элементов – колеса и пневматической шины.
Вариант «Габарит» обеспечивает не только минимальное давление на подстилающую поверхность, но и возможность штатного движения по дорогам общего назначения. Однако грузоподъемность вездехода при этом ограничивается. «Геометрические размеры транспортного средства ограничены: внешний габарит по ширине равен макс. 2 550 см, а внутри стоит двигатель. Таким образом, для размещения шин остается строго определенное пространство. При этом необходимо, чтобы их опорная поверхность была максимально возможной. Разработанные в московском Политехе шины оптимальным образом заполняют отведенное им пространство», – сообщил г-н Моисеев.
Второй вариант колесного движителя «Негабарит» обеспечивает лучшую проходимость, но имеет ограничения при движении по дорогам общего назначения.
- Комментарии