Эксперты: Новый экосбор увеличит цены на шины
9 октября 2017
// Новости индустрии
Минпромторг предлагает обязать производителей утилизировать ряд товаров и их упаковку, что может привести к росту цен на различную продукцию, в том числе шины
В России может появиться новый «налог на шины». По информации Минэкономразвития, введение акциза на автомобильные покрышки сейчас прорабатывается в кабинете министров. Кроме шин, туда могут попасть пальмовое масло и газированные напитки. Помимо этого, обязать обеспечивать полную утилизацию могут производителей бытовой неэлектрической техники, бумаги, картона, изделий из пластика. В начале следующего десятилетия список может быть расширен: в него могут войти компьютеры и холодильники, а также аккумуляторы и их компоненты. Как могут отразиться дополнительные сборы на автовладельцах и грузовых автоперевозках? Не станет ли новый налог дополнительным фактором для повышения цен на все товары и услуги, в стоимость которых закладывается автотранспортировка. Насколько эффективно собирать средства на утилизацию предложенным способом? На эти вопросы отвечают эксперты, опрошенные порталом Mosaica.ru.
Сергей Бидонько, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, федеральный координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»:
В правительстве уже несколько лет обсуждается возможность введения акцизов на ряд вредных для здоровья продуктов, а также на автомобильные покрышки. Шины не случайно попали в список продуктов с повышенным содержанием жира и сахара, таких как пальмовое масло и сладкие газированные напитки. Утилизация и захоронение автомобильных шин экологически небезопасно. Необходимо более 100 лет, чтобы автомобильные покрышки полностью разложились. Шины – весьма токсичный продукт, так как при длительном хранении они могут выделять в окружающую среду вещества, способные привести к нарушению экологического равновесия. Сейчас в России работают 15 заводов, на которых производится утилизация автомобильных шин. До недавних пор этот вид деятельности никак не стимулировался государством. Во многих странах введен денежный сбор на утилизацию старых шин, который взимается при продаже нового изделия. Введение подобного сбора в нашей стране сыграло бы значительную роль в развитии переработки полезных компонентов, содержащихся в отработанных автомобильных покрышках.
В этом году об автомобильных шинах заговорили в связи с экологическим сбором. Минпромторг предлагает с 2019 года ввести стопроцентный норматив утилизации на шины. Но чтобы этот механизм заработал, необходимо будет выстроить четкую систему сбора изношенных шин у физлиц, решить проблемы с реализацией продуктов переработки. Все это, естественно, приведет к дополнительным сборам с автовладельцев.
Каждый водитель в среднем один раз в три года меняет резину на своем автомобиле. После введения такого экологического сбора цены на шины обязательно вырастут. Специалисты уже сейчас из года в год констатируют сокращение покупки новой резины. Если это произойдет, то люди, конечно же, начнут экономить на приобретении автомобильной резины, прежде всего, зимней. Например, зимой будут ездить на летней. О какой безопасности тогда вообще можно говорить. Кроме автолюбителей, нововведение коснется также автоперевозчиков и индивидуальных предпринимателей. При такой вынужденной экономии на приобретении новых автомобильных шин только увеличится риск возникновения ДТП.
Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству:
Конечно, это станет дополнительным фактором для повышения цен на все товары и услуги. Перевозчики и так на ладан дышат. И они это обременение переложат на наши плечи.
Не лучшим образом скажется это и на автовладельцах. Потому что, к сожалению, Минфин, а теперь и Минэкономразвития отыскивают самые простые способы пополнения бюджета за счет автомобилистов.
Автомобилистов доят со всех сторон. И так называемый дорожный налог - налог на транспортное средство, и акцизы на топливо предлагается увеличивать дважды в год, и таможенная пошлина, которую оплачивает владелец, покупая автомобиль и так далее и так далее.
Поэтому это не самая лучшая идея. Тем более уже до этого, несколько лет назад принимался техрегламент о безопасности колесных транспортных средств, шинники уже пролоббировали запрет на пользование резиной, которая имеет маркировку М+S, это грязь плюс снег, всесезонка. Хотя во всем мире ею можно пользоваться, если протектор имеет 4 мм глубину, эта всесезонная резина может быть использована летом.
В Европе так принято, она еще годна к использованию, а наши автовладельцы вынуждены будут выбрасывать ее на помойку, пользоваться ею нельзя. Для чего это сделано? Элементарно и абсолютно откровенно - для того, чтобы заставить покупать автомобилистов новую резину. Хотя, повторяю, по евронормам эта резина переходит из категории зимней в летнюю.
Все это - достаточно бесцеремонная попытка решить собственные интересы, интересы отрасли за счет карманов автовладельцев. Я не могу это поддержать. И как депутат, и как политик, и как автовладелец отношусь к этому резко отрицательно.
Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
Первое, что приходит в голову в этой ситуации, это довольно эффективная попытка скопировать работу минпромторга по введению утилизационного сбора. Но, если отталкиваться от того, как это происходит по уму, то, допустим, в Минпромторге ввели утилизационный сбор для мото- и автотехники только после того, как все ниши были заполнены и есть понятные российские аналоги, которые можно приобрести без потери качества. Не введут утилизационный сбор на мотоциклы, пока в России не будет производства мотоциклов на нормальном уровне.
Утилизационный сбор как некий механизм защищает наш рынок от интервенции иностранных производителей. И на снегоходы и квадроциклы (у нас есть свои компании) он достаточно эффективный.
Есть распространенная практика, но давайте по-честному: когда вы вводите утилизационный сбор без предоставления какой-либо альтернативы, то это достаточно глупая политика. Вы лишаете своих граждан возможности полноценно жить, просто потому что вы не до конца поняли механизм, который пытаетесь ввести. Получается, что вы боретесь не с иностранными производителями, а со своими гражданами. Потому что у них альтернативы нет.
Либо я допускаю, что чего-то не знаю и у нас есть качественные шины нового уровня, которые вполне могут конкурировать с известными фирмами Michelin, Pirelli. В таком случае, если я что-то пропустил и такие шины появились в доступном ценовом сегменте, значит, такие меры адекватны. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли это произошло и осталось для меня в секрете.
Поэтому как заградительная мера от иностранных интервентов, представленных на рынке, - да, это оправданно. Но когда вы лишаете возможности обычных автомобилистов, коих миллионы, покупать по приемлемой цене шины, вы, во-первых, создаете предпосылки к появлению черного рынка, серых схем доставки. И это дополнительное обременение на налоговую базу. Потому что вы будете недополучать в итоге эти деньги. Они пойдут в обход бюджета.
С другой стороны, будут мошеннические схемы. И в итоге пострадают обычные автомобилисты, которые будут вынуждены либо платить втридорога, либо получать некачественный товар, либо с риском для себя пытаться на этом черном рынке понять, что им предлагают.
То есть это мера, которая должна быть очень хорошо и серьезно обдумана. И если вводить подобные инициативы, то только в том случае, если есть понятные механизмы, чем заменить те шины, которые, безусловно, угрожают с точки зрения безопасности. К тому же все это ляжет на плечи обычных потребителей.
Сергей Бидонько, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, федеральный координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»:
В правительстве уже несколько лет обсуждается возможность введения акцизов на ряд вредных для здоровья продуктов, а также на автомобильные покрышки. Шины не случайно попали в список продуктов с повышенным содержанием жира и сахара, таких как пальмовое масло и сладкие газированные напитки. Утилизация и захоронение автомобильных шин экологически небезопасно. Необходимо более 100 лет, чтобы автомобильные покрышки полностью разложились. Шины – весьма токсичный продукт, так как при длительном хранении они могут выделять в окружающую среду вещества, способные привести к нарушению экологического равновесия. Сейчас в России работают 15 заводов, на которых производится утилизация автомобильных шин. До недавних пор этот вид деятельности никак не стимулировался государством. Во многих странах введен денежный сбор на утилизацию старых шин, который взимается при продаже нового изделия. Введение подобного сбора в нашей стране сыграло бы значительную роль в развитии переработки полезных компонентов, содержащихся в отработанных автомобильных покрышках.
В этом году об автомобильных шинах заговорили в связи с экологическим сбором. Минпромторг предлагает с 2019 года ввести стопроцентный норматив утилизации на шины. Но чтобы этот механизм заработал, необходимо будет выстроить четкую систему сбора изношенных шин у физлиц, решить проблемы с реализацией продуктов переработки. Все это, естественно, приведет к дополнительным сборам с автовладельцев.
Каждый водитель в среднем один раз в три года меняет резину на своем автомобиле. После введения такого экологического сбора цены на шины обязательно вырастут. Специалисты уже сейчас из года в год констатируют сокращение покупки новой резины. Если это произойдет, то люди, конечно же, начнут экономить на приобретении автомобильной резины, прежде всего, зимней. Например, зимой будут ездить на летней. О какой безопасности тогда вообще можно говорить. Кроме автолюбителей, нововведение коснется также автоперевозчиков и индивидуальных предпринимателей. При такой вынужденной экономии на приобретении новых автомобильных шин только увеличится риск возникновения ДТП.
Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству:
Конечно, это станет дополнительным фактором для повышения цен на все товары и услуги. Перевозчики и так на ладан дышат. И они это обременение переложат на наши плечи.
Не лучшим образом скажется это и на автовладельцах. Потому что, к сожалению, Минфин, а теперь и Минэкономразвития отыскивают самые простые способы пополнения бюджета за счет автомобилистов.
Автомобилистов доят со всех сторон. И так называемый дорожный налог - налог на транспортное средство, и акцизы на топливо предлагается увеличивать дважды в год, и таможенная пошлина, которую оплачивает владелец, покупая автомобиль и так далее и так далее.
Поэтому это не самая лучшая идея. Тем более уже до этого, несколько лет назад принимался техрегламент о безопасности колесных транспортных средств, шинники уже пролоббировали запрет на пользование резиной, которая имеет маркировку М+S, это грязь плюс снег, всесезонка. Хотя во всем мире ею можно пользоваться, если протектор имеет 4 мм глубину, эта всесезонная резина может быть использована летом.
В Европе так принято, она еще годна к использованию, а наши автовладельцы вынуждены будут выбрасывать ее на помойку, пользоваться ею нельзя. Для чего это сделано? Элементарно и абсолютно откровенно - для того, чтобы заставить покупать автомобилистов новую резину. Хотя, повторяю, по евронормам эта резина переходит из категории зимней в летнюю.
Все это - достаточно бесцеремонная попытка решить собственные интересы, интересы отрасли за счет карманов автовладельцев. Я не могу это поддержать. И как депутат, и как политик, и как автовладелец отношусь к этому резко отрицательно.
Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
Первое, что приходит в голову в этой ситуации, это довольно эффективная попытка скопировать работу минпромторга по введению утилизационного сбора. Но, если отталкиваться от того, как это происходит по уму, то, допустим, в Минпромторге ввели утилизационный сбор для мото- и автотехники только после того, как все ниши были заполнены и есть понятные российские аналоги, которые можно приобрести без потери качества. Не введут утилизационный сбор на мотоциклы, пока в России не будет производства мотоциклов на нормальном уровне.
Утилизационный сбор как некий механизм защищает наш рынок от интервенции иностранных производителей. И на снегоходы и квадроциклы (у нас есть свои компании) он достаточно эффективный.
Есть распространенная практика, но давайте по-честному: когда вы вводите утилизационный сбор без предоставления какой-либо альтернативы, то это достаточно глупая политика. Вы лишаете своих граждан возможности полноценно жить, просто потому что вы не до конца поняли механизм, который пытаетесь ввести. Получается, что вы боретесь не с иностранными производителями, а со своими гражданами. Потому что у них альтернативы нет.
Либо я допускаю, что чего-то не знаю и у нас есть качественные шины нового уровня, которые вполне могут конкурировать с известными фирмами Michelin, Pirelli. В таком случае, если я что-то пропустил и такие шины появились в доступном ценовом сегменте, значит, такие меры адекватны. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли это произошло и осталось для меня в секрете.
Поэтому как заградительная мера от иностранных интервентов, представленных на рынке, - да, это оправданно. Но когда вы лишаете возможности обычных автомобилистов, коих миллионы, покупать по приемлемой цене шины, вы, во-первых, создаете предпосылки к появлению черного рынка, серых схем доставки. И это дополнительное обременение на налоговую базу. Потому что вы будете недополучать в итоге эти деньги. Они пойдут в обход бюджета.
С другой стороны, будут мошеннические схемы. И в итоге пострадают обычные автомобилисты, которые будут вынуждены либо платить втридорога, либо получать некачественный товар, либо с риском для себя пытаться на этом черном рынке понять, что им предлагают.
То есть это мера, которая должна быть очень хорошо и серьезно обдумана. И если вводить подобные инициативы, то только в том случае, если есть понятные механизмы, чем заменить те шины, которые, безусловно, угрожают с точки зрения безопасности. К тому же все это ляжет на плечи обычных потребителей.
- Комментарии
Загрузка комментариев...