«Татнефть» готовится начать серийный выпуск «умных» шин
Вскоре цельнометаллокордные шины Kama по праву смогут называться «умными»
Шинный комплекс «Татнефти» планирует запустить в серийное производство «умные» ЦМК шины Kama, оснащенные микродатчиком – транспондером типа RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация). Новая технология станет современным дополнением к традиционной маркировке. Система обработки данных, «связанная» с шиной посредством микрочипа, сможет отслеживать всю логистику покрышки от ее производства до момента переработки или утилизации. Свой цифровой след в системе шина будет оставлять на каждом этапе своего существования – изготовления, продажи, пребывания на складе и в эксплуатации, ремонта, восстановления изношенного протектора и вторичной переработки.
С прототипом «умной» покрышки уже ознакомился президент Татарстана Рустам Минниханов. Шина с вживленным датчиком была представлена ему в рамках республиканского Нефтяного саммита, который прошел этим летом в Бугульминском районе. Проект стал одним из шагов производителя к внедрению современных информационных технологий в шинное производство.
Первая ЦМК шина Kama с высокотемпературной пассивной RIFD-меткой уже сошла с конвейера и показала рабочий частотный диапазон в 860-960 МГц. Метка была встроена в шину на этапе сборки сырой покрышки, поэтому следующий этап – вулканизации - шина уже прошла с микрочипом, и данные о производственном процессе были зафиксированы.
Серийное производство ЦМК шин Kama с внедренной меткой планируется наладить «в обозримом времени», а после полномасштабного внедрения технологии в производство микрочип должен стать неотъемлемой частью всех новых покрышек на Нижнекамском заводе цельнометаллокордных шин.
Поставщиком микрочипов, адаптированных к европейским требованиям и условиям работы, станет китайская фирма Mesnac – один из крупнейших в мире производителей оборудования для шинной промышленности.
Производитель предполагает, что внедрение новой технологии никак не отразится на конечной стоимости покрышек. Затраты владельцев автотранспорта, оборудованного ЦМК шинами Kama нового поколения, будут связаны лишь с закупкой специальных считывателей микрочипов. Сами RFID-метки не нуждаются в батареях и специальной подзарядке, поскольку они работают за счет электромагнитных волн, возникающих во время передачи данных. При этом срок их службы намного больше, чем у самих шин.
Информационную часть системы «умная шина» возьмут на себя мобильное приложение и облачное хранилище. Система будет оснащена открытым интерфейсом, что позволит ей обмениваться данными с информационными системами заказчиков (например, «Системой управления автопарком» и др.).
Как отмечается, окупаемость новой технологии может превзойти самые смелые ожидания владельцев автопарков, поскольку система «умная шина» даст сразу несколько преимуществ, непосредственно связанных с эксплуатационными расходами шин. Во-первых, значительно снизится аварийность и, как следствие, случаи ремонта автотранспорта и самих покрышек. Все это за счет своевременного мониторинга состояния шин, ведь для потребителя становится прозрачным весь процесс эксплуатации шины. Во-вторых, повысится уровень обслуживания шин.
Сам микрочип оснащен объемом памяти 520 битов и уже хранит в себе всю первоначальную информацию о покрышке: данные об изготовителе, типоразмере, дате изготовления, материалах, технологической схеме и т.д. По сути, эта информация дублирует данные штрих-кода, который нередко бывает недоступен, так как закрывается ободом или парной шиной, а то и вовсе стирается в процессе эксплуатации. Содержащаяся в микрочипе информация может быть дополнена самим владельцем: данные о ходе обслуживания, проведенном ремонте и т.д. Все это может сделать автомеханик.
Информация считывается специальными устройствами. В западных странах подобной технологией оснащены антенны-рамки, которые устанавливаются на въезды в автопарки и обладают возможность до 100 считываний в секунду. Информация фиксируется уже с расстояния 10 метров, что позволяет отмечать въезды и выезды автотранспорта и рассчитывать пробег. Ручное считывающее устройство находится в распоряжении механика, который может ознакомиться с информацией на метке шины в любой момент обслуживания или проверки. Среди российских заказчиков ЦМК шин Kama уже есть желающие внедрить подобное новшество в собственных автопарках, с ними производитель ведет переговоры.
Своя выгода от «умных» шин есть и у производителя. Оперативный обмен данными с заказчиком позволяет отслеживать состояние его автошин и вовремя формировать заказ на их замену или восстановление истертого протектора. О необходимости поменять или восстановить покрышки владельцам будет направлено напоминание.
Оснащение ЦМК шин Kama микрочипами положительно скажется и на борьбе с незаконным оборотом и хищениями покрышек. При вывозе покрышек с предприятия производителя или дистрибьютора считывающее устройство будет автоматически определять, сколько именно шин загружено в машину, поскольку вес изделия записан в его микрочипе.
Работа над проектами «умных» шин и дальнейшим их развитием в шинном комплексе «Татнефти» ведется в рамках концепции «Индустрия 4.0», которая предполагает создание продуктов, процессов и целых предприятий на основе «умных» технологий. Производитель рассчитывает и на то, что «умные» шины смогут внести свой вклад в общегосударственную задачу – обеспечение безопасности дорожного движения и автомобильного транспорта.
- Комментарии